13/10/2023

Как стать Product Owner и при чем здесь умение находить баланс

Если вы хорошо играете в Дженгу, возможно, из вас получится отличный Product Owner. Сейчас всё объясню, но сперва давайте познакомимся.

Меня зовут Александр Буланов, я Product Owner (PO) и отвечаю за развитие core-функциональности сайта Газпромбанка.

В этой статье я расскажу все о PO: как прийти в профессию, стоит ли платить за курсы вроде «IT-специальность с нуля», кто такие T-shaped специалисты и может ли РО дорасти до вице-президента. Ах да, о Дженге тоже не забуду. Наливайте чаек, готовьте печеньки, поехали!

Из биотехнолога в PO: как я пришел в IT

Я учился на агробиотехнолога в РХТУ им. Д. И. Менделеева. Работал на кафедре Биотехнологии. На третьем курсе узнал об образовательной программе в Научном парке МГУ — как запускать стартапы с нуля: от идеи до маркетинга. Возможность узнать, как запустить свой стартап для нужд сельского хозяйства, выглядела увлекательно.

Так и вышло, участие в программе определило мою карьеру и открыло для меня путь в IT. Но это произошло не сразу. Профессиональных компетенций мне еще не хватало, а увлечение музыкой, желание сделать что-то свое и новые знакомства с единомышленниками определили мой вектор на ближайшие годы. Параллельно с учебой мы организовали свой музыкальный конкурс Horizon University Sound. Его концепция предполагала соревнования между университетами Москвы, но география быстро разрослась. Конкурс стал межрегиональным, а мы создали свой музыкальный лейбл Gentle Music. Лейбл работает до сих пор, правда уже без моего участия.

Казалось бы, причем здесь PO и музыкальный конкурс? Именно тогда я получил свой первый управленческий опыт. Если ты понимаешь, как управлять процессами и людьми, то не важно, организуешь ли ты мероприятия или выстраиваешь работу IT-команд. Принципы везде одни.  IT. Той же командой мы открыли собственную компанию по разработке цифровых продуктов. Помогали стартапам запускаться, разрабатывали для них MVP: от дизайна идеи до привлечения первых пользователей и передачи проекта для in-house разработки. Сейчас с гордостью могу упомянуть два проекта: систему автоматизации учета ресурсов Saures и органайзер домашних дел для детей Dragon.family. Прошло более пяти лет и эти стартапы выросли в полноценные ИТ-компании. Одна из них вышла на международный рынок, а ее аудитория превышает 10 тысяч пользователей. 

Своя компания — это прекрасный способ быстро выучиться, в том числе на собственных ошибках, и в интенсивном режиме нарастить экспертизу. За три года мне удалось получить разнообразный опыт и знания, поскольку я выполнял смежные функции как руководителя проекта, так и продакт-менеджера: от общения с заказчиками до проверки гипотез. Параллельно с работой я усиливал компетенции: углубился в дизайн, бизнес-, техническую аналитику — и вырос до полноценного Product Owner.

Первую официальную должность Product Owner я получил в банке для индивидуальных предпринимателей. Cтояла задача за полгода запустить мобильное приложение (МП). К слову, на тот момент, банк был только в Figma. Зато была амбициозная цель и крутая команда. Я отвечал за управление разработкой МП: был мостиком между дизайнерами, стейкхолдерами, коллегами из банка-партнера, который предоставлял инфраструктуру, и командой разработки. Также была работа с бэклогом, контроль сроков, участия в исследованиях и ревью дизайн-макетов. На самом деле, на позиции PO ты участвуешь во всех процессах и жизни продукта: от новых идей до обсуждения багов.

После работы в банке я вел еще несколько проектов. Но вот уже как полтора года занимаюсь развитием сайта Газпромбанка.

Чем занимается РО, кто такой T-Shaped специалист и почему Газпромбанк отказывается от руководителей проектов

Термин “Product Owner” становится все популярнее среди работодателей и с приходом тренда на Agile-трансформацию, особенно в банковской среде, все стараются сделать из PO многорукого шиву. Но давайте вернемся немного назад, когда само понятие “Продукт” еще не было настолько популярно.

Disclaimer: дальше будет исключительно моя субъективная точка зрения и я не претендую на истину.

8 лет назад, когда я только начал, понятия Product Manager и Product Owner в России еще не были на слуху, хотя на Западе термин Product Manager появился еще в 1980-х. 

Насколько мне известно, бурное развитие вакансий со словом “Product” началось в 2015-2016гг., до этого правили балом просто Project Manager.

Project Manager - это в прямом смысле менеджер, который отвечает за реализацию проекта от начала до конца. Он общается с заказчиком, собирает технические требования, управляет работой команды и отвечает за сроки и бюджет проекта. 

В данном контексте нет никакой связи с продуктом, его развитием и потребностями пользователя: четкое выполнение задачи по поставленному ТЗ. 

Но все мы понимаем, что без общения с пользователем, проведения исследований и работы с гипотезами успешно развивать продукт не получится, поэтому на сцену выходит Product Manager.

PM отвечает за развитие продукта и его соответствие рынку. Проводит исследования, общается с пользователями, проверяет гипотезы, формирует ожидания, и главное, отслеживает изменения метрик в продукте. Он не просто является голосом пользователя, он знает какие слова имеют большую ценность.

И вот мы плавно подошли к сути вопроса: Product Owner, он же PO. В переводе с английского — «владелец продукта». Если идти от теории, то PO — это роль в методологии Scrum, которая подразумевает определение вектора развития продукта, приоритизацию беклога команды и защиту выбранной стратегии перед стейкхолдерами или заказчиками. Но в реальности компании закладывают в PO всевозможные обязанности, которые требуются именно для их продукта/проекта. Это некая гремучая смесь Project и Product manager с уклоном в ту сторону, навыки кого требуются больше. PO, как Project manager, должен контролировать разработку, следить за статусом задач и сроками исполнения. А со стороны Product manager должен уметь формулировать гипотезы, проводить А/B-тесты, изучать клиентов и работать с полученными данными. 

К примеру, если это стартап, то ожидают, что PO будет хорошо разбираться в CustDev, находить точки роста и при этом управлять командой разработки и успевать укладываться в дедлайны. С другой стороны, крупная компания больше заинтересована в построении процессов разработки, управлении беклогом и постоянных релизах, чуть в меньшей — в развитии стратегии продукта и изучении аудитории. 

В общем, PO — это T-shape специалист (эксперт в своей области, который также  понимает специфику работы сотрудников из смежных областей), и именно таких специалистов хочет видеть у себя Газпромбанк. 

Как стать РО: почему новичкам не стоит тратить деньги на курсы

Как я выше сказал, Product Owner должен быть T-shaped специалистом и иметь целостное представление о жизненном пути и составляющих успешного продукта. В PO вырастают из других, смежных специальностей. Поэтому никакие волшебные курсы «Product Owner с нуля за три месяца» не помогут, если за плечами нет опыта в IT.

Лучшие позиции для перехода в PO — Product и Project Manager, причем желательно не ниже мидл-уровня. Также стать PO можно из позиции лида разработки или ведущего аналитика. В этих случаях как раз отлично сработают курсы и программы повышения квалификации: они помогут структурировать знания и убрать в них пробелы.

Новичкам я предлагаю развиваться постепенно, пройти вводные курсы по управлению проектами и продуктами, устроиться на стажировку или пойти работать джуном. И шаг за шагом обрастать нужным опытом и компетенциями. А еще читать специализированные Telegram-каналы.

Hard и Soft Skills для PO

Из Hard Skills я в первую очередь выделяю навык управления процессами, причем нужно уметь использовать и комбинировать разные методологии в зависимости от задач и проекта. Важно понимать принцип приоритизации задач и процессы в разработке: от дизайна до тестирования и выпуска фичи в прод.

Также я бы акцентировал внимание на бизнес- и технической аналитике, равно как и на умении структурировано хранить информацию. Это как «Дано» в задачке по физике: 80% успеха в ее решении зависит от того, насколько точно сформулировано условие.

В случае с Soft Skills позвольте мне выступить мистером Капитан Очевидность. PO должен обладать всеми навыками, связанными с эмоциональным интеллектом. Это и работа в команде, умение отстаивать и принимать точку зрения другого, быстрая адаптация под изменения, коммуникабельность и так далее.

Один день из жизни РО: объясняю при чем тут Дженга

Большая часть дня у меня уходит на менеджмент: решение текущих вопросов по задачам и синхронизацию с командой на дейликах, встречах и в мессенджерах. Вопросы можно разделить на два типа: по разрабатываемым фичам и по готовой функциональности. Очень много коммуникаций ведем в почте и, особенно, в чатах. Наша любимая фраза: «Больше чатов богу чатов».

Есть также задачи по приоритизации бэклога. Здесь работает искусство нахождения точки равновесия: как при игре в Дженгу, когда тебе нужно вытащить блок, чтобы башня не упала. Дело в том, что заказчики не всегда могут выставить приоритеты: для них все задачи всегда срочные. А это, как мы знаем, не работает. Поэтому нужно предложить решение и выстроить коммуникацию так, чтобы заказчик остался доволен, а разработка не захлебнулась в задачах.

Плюсы и минусы работы РО (плюсов, разумеется, больше)

Начну с плюсов, поскольку они существеннее.

Мне нравится работа в команде, возможность оптимизировать процессы и видеть результат. К примеру, до меня был очень большой бэклог с багами. Сейчас нам удалось практически полностью его закрыть. Важно, что сделали мы это при том же размере команды, и это никак не повлияло на реализацию основных задач.

Самая интересная часть — придумывание новых фич, их обсуждение и выпуск в прод. В этом вопросе у нас больше свободы, поскольку я отвечаю за разработку core-функциональности, и мы часто сами себе заказчики (см. описание выше).

Еще люблю всё структурировать, поэтому получаю бесконечное удовольствие от разных табличек.

Из минусов: процесс согласования может сильно выматывать. Иногда приходится делать задачи, с которыми я не согласен. Ну и, конечно, стресс из-за высокого уровня ответственности еще никогда никому не нравился.

Карьера после РО: а что дальше?

У РО достаточно вариантов карьерного развития: и горизонтального, и вертикального. Здесь всё зависит от того, что тебе больше нравится и во что ты хочешь углубиться.

В плане горизонтального роста всё происходит как в RPG-играх: сначала ты «качаешь» уровень своего персонажа, то есть развиваешься из джуна в PO, а потом выбираешь специализацию. Например, Big Data, UX-дизайн, блокчейн. Такой PO должен развить дополнительные компетенции и стать экспертом в смежных областях.

Другой вариант роста — переход на ту же позицию, но с ответственностью за большее число направлений. Команда РО может вырасти с 10 человек в стартапе до 200 в корпорации, не говоря уже о количестве процессов, задач и гипотез.

И, наконец, это карьерный рост до Chief Product Owner, то есть шефа всех руководителей продукта. Вообще CPO — это своего рода вершина профессионализма, когда ты отвечаешь за все направления продукта и продуктовые команды.

Несмотря на свою молодость, профессия PO распространена и востребована. Число вакансий растет, а международные компании вводят такие «топовые» должности, как Vice President of Product Management. Кто знает, может среди наших читателей «зреет» вице-президент по продуктовому развитию какой-нибудь мировой корпорации :)
Другие статьи по теме
0%

Банк ГПБ (АО) использует файлы cookie. Подробная информация –
в правилах по обработке персональных данных. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.