01/12/2022

Запуск за два дня: кейс первой цифровой карты UnionPay для рублевых расчетов

Пластиковые карты — востребованный банковский продукт. Но весной 2022 года заготовки для их изготовления были в дефиците. Выпускать дебетовые и кредитные карты в нужном объеме Газпромбанк не мог. В то же время из России ушли Mastercard и Visa, а Google Pay и Apple Pay перестали работать. У клиентов банка исчезла возможность проводить платежи привычным способом.

Чтобы действующие и новые клиенты могли пользоваться услугами банка и оплачивать покупки онлайн, за 2 дня была запущена первая в РФ виртуальная карта UnionPay для рублевых расчетов.

В сентябре 2022 года проблема с поставками заготовок решилась, поэтому каждый желающий вновь может оформить пластиковую UnionPay. Это удобнее, если человек собирается за границу.

10 минут — и виртуальная карта в приложении

Виртуальная UnionPay оформлялась бесплатно через мобильное приложение, в контактном центре или офисе Газпромбанка — с условием, что у пользователя уже оформлена любая карта банка.

По функциям цифровая карта не отличается от пластиковой: ею можно расплачиваться в офлайн- и интернет-магазинах, добавлять в электронные кошельки. Но виртуальную UnionPay клиент получал намного быстрее: уже через 10 минут после оформления заявки он мог провести платеж.

Абсолютно новый продукт на действующих процессах

Цифровые карты в Газпромбанке выпускали и раньше, поэтому к запуску виртуальной UnionPay уже была необходимая техническая база. Благодаря процессу выпуска цифровых карт, который работал на омниканальной платформе, команде не надо было ждать релиза мобильного приложения, чтобы вывести продукт. Специалисты переиспользовали реализацию оформления заявки — это ускорило настройку нового продукта.
Кроме того, бизнесу не пришлось согласовывать выделение банковского идентификационного номера (БИН) для платежной системы UnionPay, поскольку он уже был. БИН — первые шесть цифр номера карты, по которым банки-эквайеры понимают, в какой банк-эмитент делать запрос и отправлять информацию о платежах.
Хотя процессы были налажены, запуск карты предполагал много работы. Что сделали специалисты:
  • Внесли изменения в тарифы и согласовали их. На старте работы для карты определили комиссии и условия программы лояльности, которые будут действовать по продукту. Их внесли в тарифы и затем опубликовали на сайте.
  • Выполнили требования платежной системы. Например, поддержку картой определенных сервисов. Эти требования уже были соблюдены для пластиковой карты — оставалось распространить их на цифровой продукт.
  • Настроили карточный продукт в двух системах — процессинге и 5NT (бэк-система). В них добавили комиссии и операции по UnionPay, программу лояльности и другие параметры. При этом системы синхронизировали между собой, чтобы была возможность выпускать карты.
  • Внедрили код продукта в сценарий, который действовал в мобильном приложении. Для этого переиспользовали процессы омниканальной платформы — они помогли быстро добавить возможность оформить заявку на UnionPay из мобильного банка.
  • Подготовили баннер, чтобы клиенты кликали на него и оформляли карты. Специалисты отдела CRM помогли настроить информацию на баннере и сегменты клиентов, которым он будет отображаться.
  • Протестировали продукт во всех системах, чтобы убедиться: все процессы работают корректно. Для этого провели интеграционное тестирование, в рамках которого оформляли карту и выявляли ошибки в системах. Также продукт протестировали на промышленном стенде — специалисты сами проводили оплату с цифровой карты. Только после этого оформление UnionPay стало доступно клиентам.
Даже с учетом действующих процессов запуск новой цифровой карты занимает около двух недель. Кроме того, в феврале-марте 2022 года в Газпромбанке был заблокирован вывод новых обновлений в технической части. Они могли создать трудности в оформлении дебетовых карт, которые в банке предлагали во время ставкобума — снижения ставок по потребительским кредитам. Поэтому вывести продукт в короткий срок казалось нереальным. Но перед командой стояла задача запустить карту как можно быстрее, потому что на нее был спрос. Это удалось сделать за два дня.

В фокусе у всех специалистов была одна задача

Над запуском карты работали команды отдела ценностного предложения, процессинга, 5NT, CRM и омниканальной платформы. Чтобы запустить продукт как можно быстрее, руководство попросило не брать в работу другие задачи. Мобилизовать специалистов удалось, потому что все понимали ценность и важность продукта для клиента.

Анна Черноусова

Начальник отдела ценностного предложения.

Над выпуском карты работали 15 специалистов со стороны IT и бизнеса. Все подхватили историю с запуском рублевой цифровой карты UnionPay. Коллеги из безопасности пошли нам навстречу и отвечали оперативно. Мы все вместе занимались только этим продуктом и работали в экстренном режиме.

Запуск велся по классическому Agile. Команда быстро собралась и распределила задачи по технологам, в процессинг и специалистам омниканальной платформы. Все участники были постоянно на связи, чтобы решать возникающие проблемы.

Во фронтенд-системе мобильного приложения команда перенастроила логику отображения баннера. Сначала его показывали всей аудитории, кроме сегмента с высокими остатками на счетах, а теперь и эти клиенты видят баннер.
Цифровая UnionPay была доступна для оформления шесть месяцев. Статистика показала, что карта была востребована у клиентов — ее заказали более 68 000 раз.

Этот продукт помог команде решить проблему дефицита пластиковых заготовок и получить опыт быстрого запуска.
Другие статьи по теме
0%

Банк ГПБ (АО) использует файлы cookie. Подробная информация –
в правилах по обработке персональных данных. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.