Содержание:
Сотрудники банка проверяют большое количество документов, которые предоставляют клиенты. С развитием банковских процессов и технологий стремительно меняется и банковское законодательство. Чтобы качественно выполнять обязанности, сотрудникам нужно всегда быть в курсе этих изменений. Для этого они используют много инструкций, регламентов, правил, указаний, методик и распоряжений, ориентироваться в которых непросто.
Чтобы облегчить работу специалистов, в Газпромбанке разработали и внедрили Автоматизированную систему (АС), которая помогает сотрудникам банка проводить экспертизу документов клиентов. Как ее создавали и какие технологические возможности дает система, рассказал руководитель разработки.
Что это за система и как она работает
Система стала комплексным решением по автоматизации единого централизованного рабочего места эксперта, который проверяет документы. Их предоставляют клиенты — юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся частной практикой, чтобы заключать договоры и получать банковские услуги.
Она построена по принципу одностраничного веб-приложения (Single Page Application, SPA). Поэтому эксперту не нужно переключаться между разными вкладками браузера — вся работа происходит в едином окне.
Экспертиза документов проводится в форме опроса. При запуске АС на мониторе сотрудника открываются четыре окна:
- Лист автоматизированного контроля, где отображаются параметры досье, которое нужно проверить, и перечень вопросов.
- Документы к вопросу — их нужно проанализировать, чтобы ответить на вопросы.
- Список документов досье — в нем есть весь пакет документов.
- История ответов — там собраны все ответы эксперта на вопросы.
Когда проводится экспертиза, скан-образы документов открываются на втором мониторе. Эксперт может воспользоваться подсказками к вопросам и ответам. Еще система позволяет получить из легитимных источников актуальные выписки из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) и ЕГРИП (Единого государственного реестра сведений об индивидуальных предпринимателях), уведомлени с кодами статистики из ФСГС (Федеральной службы государственной статистики) и загрузить их в досье. Также автоматизирована проверка сведений из документов на внешних ресурсах. Например, доверенностей на сайте Федеральной нотариальной палаты и в газете «Коммерсантъ». Это происходит так: сотрудник задает параметры, а система обращается к данным внешних ресурсов и проверяет, есть ли информация об отмене доверенностей. Таким же образом можно проверить компании на банкротство в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Результаты проверок отражаются в итоговых отчетах, которые формируются автоматически и хранятся в системе.
Кроме этого, результаты экспертиз используются как инструмент для получения статистики по типизированным ошибкам. Маркировка ответов АС позволяет определить причину, по которой досье ушло на доработку.
В системе можно без участия IT-подразделения моделировать опросы любой степени сложности, которые невозможно разработать с помощью стандартных механизмов. Для этого в АС существует полноценный модуль бизнес-администрирования:
- Вопросы и ответы в нем уникальны, содержат многоуровневую структуру параметров и реквизитов.
- Можно задать условия видимости и цикличность вопросов, переходы в ответах и копирование вопросов блоками.
- С помощью управления правилами контроля можно указать параметры для идентификации списка вопросов и настроить автоматические проверки на наличие или отсутствие обязательных документов в досье.
Система позволяет продуктивно работать в команде с помощью инструментов, которые визуализируют последовательности вопросов контрольного списка в виде графа переходов состояний. Для создания, верификации и оптимизации процессов разработаны механизмы импорта и экспорта методологии АС.
Функциональность системы позволяет создать универсальный подход к бизнес-процессам и сократить срок обучения новых сотрудников.
Как шла разработка
Система создана на собственной платформе Газпромбанка. Ее разработали за 9 месяцев силами нескольких департаментов. Первая версия АС была запущена в начале 2020 года. От идеи до релиза прошло всего 3 месяца. Она представляла собой модуль системы, в котором хранились клиентские досье и операции. Изначально его планировали использовать только в одном департаменте. Но об АС узнали другие подразделения банка, поэтому поступили запросы на автоматизацию экспертизы других процессов. Для этого расширили команду разработчиков, пригласили двух программистов и UX/UI-дизайнера. Так система переросла в отдельное веб-приложение.
В августе 2021 года запустили обновленную версию системы, которая работает и сейчас. Команда учла пожелания заказчиков и оптимизировала интерфейс: сделала его более удобным и понятным для сотрудников любого уровня.
Специалисты полностью пересмотрели архитектуру системы, поскольку нужно было повысить ее отказоустойчивость и обеспечить масштабируемость, чтобы она выдерживала постоянное увеличение нагрузок.
Процесс разработки построен в полном соответствии с agile-методологией, одна из ценностей которой гласит: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Мы работаем спринтами, задачи регистрируем в Jira. Если у заказчиков меняются приоритеты, например вводятся новые процессы, которые требуют срочных доработок в системе, то мы меняем приоритет задач. Каждую дополнительную функциональность команда прорабатывает вместе с заказчиком. Это уменьшает количество итераций и согласований и повышает эффективность процесса разработки.
С помощью этой системы обрабатываются, например, все досье по операциям открытия первого счета, изменениям реквизитов клиентов, зарплатным проектам, брокерским и депозитарным договорам, по договорам эквайринга.
Какой стек технологий использовали
Бэкенд-разработка АС ведется на языке Perl, фронтенд построен на фреймворке React. В качестве базы данных используется MariaDB — это ответвление от MySQL. Частично специалисты перешли на key-value-хранилище Redis и рассматривают полный переход на NoSQL. Скан-образы документов хранятся в электронном хранилище клиентских досье.
Как будет развиваться система
В ближайшее время команда автоматизирует экспертизу для проверки корректности и действительности исполнительных документов, чтобы принимать решения об их исполнении. Такие документы поступают в Газпромбанк от взыскателей и из органов исполнительной власти по клиентам банка.
Также планируется разработать «Справочник часто задаваемых вопросов». В нем будут храниться разъяснения к вопросам, которые возникают при заключении договоров и сопровождении операций, входящих в зону ответственности фронт-офисных работников и работников андеррайтингового подразделения. А еще пояснения, как применять нормы законодательства.
В плане развивать и создавать технологии, которые повысят эффективность АС. В функциональность добавятся новые интеграции с внешними ресурсами и со смежными системами банка.