Содержание:
Газпромбанк всегда стремится обеспечить для своих клиентов высокое качество сервисов, ориентируется на проблемы и просьбы клиентов при разработке новых продуктов. В конце 2018 года команда проанализировала основные тенденции и запросы по расширению и упрощению доступа к продуктам и решила построить единую экосистему Группы Газпромбанка.
Что такое экосистема и почему компании ее строят
Понятие бизнес-экосистемы еще в начале 1990-х годов предложил известный финансовый стратег Джеймс Мур. Суть идеи состояла в том, чтобы не заставлять клиента работать с каждым продуктом с чистого листа, а дать максимальный доступ ко всем сервисам. И выстроить внутренние коммуникации между компаниями — участниками экосистемы.
В последнее время идея построения экосистем стала всеобщим трендом для дистанционных сервисов и продуктов. Крупные мировые корпорации строят свои экосистемы, потому что это облегчает жизнь клиентам, а компаниям позволяет расширять список услуг. Согласно исследованию Deloitte, больше 50% опрошенных компаний активно предлагают услуги клиентам в рамках экосистем. 77% участников опроса ожидают, что такие платформы помогут их бизнесу расти.
Зачем экосистема Газпромбанку
Для многих клиентов банк — скорее партнер бизнеса, где можно получить и core-банковские, и небанковские сервисы. Понимая потребности клиентов, команда решила создать Группу Газпромбанка — развитую сеть коопераций разных компаний. Она готова почти полностью закрыть задачи клиентов: от поиска партнеров для бизнеса до заключения, оплаты и сопровождения контрактов с подрядчиками и заказчиками.
Основная цель — объединить все предложения Группы Газпромбанка в единый инструмент на базе общей цифровой экосистемы, где у клиента нет границы между провайдерами дистанционных услуг Группы. И клиент, и провайдер могут работать «в едином окне».
Сейчас цифровая экосистема Газпромбанка состоит из 300 сервисов, объединяя больше 5 компаний Группы. Благодаря этому клиенты получили возможность:
- быстро и удобно пользоваться продуктами;
- взаимодействовать внутри экосистемы — в дополнение к кол-центру и офисам появились чат-боты и интегрированный чат с клиентами, электронный документооборот на базе стандартизированных писем;
- работать и со своим инвестиционным портфелем, и с классической расчетной функциональностью и продуктами для внешнеэкономической деятельности;
- взять кредитный продукт, гарантию, заключить договор факторинга, лизинга и получить другие услуги;
- пользоваться большим количеством других сервисов, от мобильной связи до регистрации нового бизнеса.
Как устроен «ГПБ Бизнес-онлайн»
Технологически платформа экосистемы — это полностью разработка банка. Основа архитектуры — микросервисы, где участники проектных команд четко понимают и соблюдают все принципы слабой связанности и возможности масштабирования. В экосистеме построен полный автоматический цикл DevOps, чтобы обеспечить непрерывную разработку и внедрять новые продукты и сервисы. Поэтому специалисты регулярно:
- демонстрируют итоги работы;
- анализируют показатели метрик, например конверсию и финансовые показатели по продуктам;
- обсуждают, как можно улучшить и оптимизировать сервисы, чтобы продукт был лучшим на рынке.
Над платформой экосистемы работают больше 150 отличных специалистов, и команда продолжает расширяться.
Чего удалось достичь
Экосистему разрабатывали с нуля — в начале были только несколько пользователей и один сервис. Сейчас экосистемой пользуются больше 150 тысяч клиентов, в их числе Газпром и X5 Retail Group. Для сегмента юридических лиц и крупного инвестиционного бизнеса это хорошие показатели.
Клиентская база экосистемы растет за счет новых компаний, которые подключаются к платформе, и тех, кто уже на разных площадках Группы Газпромбанка. Если юридическое лицо пользуется лизингом, то автоматически становится участником «ГПБ Бизнес-онлайн».
За три года команды смогли объединить в рамках экосистемы 300 сервисов. Каждый квартал IT-специалисты вносят больше 150 доработок. Мы ведем объемную работу, чтобы бизнес мог получить банковское сопровождение или пользоваться, например, факторингом.
Что экосистема дает компаниям:
- Полный набор продуктов и сервисов, который подобран под задачи конкретного бизнеса, например его регистрация.
- Быстрый переход между сервисами благодаря тому, что они находятся на одной платформе.
- Простой доступ к разным продуктам — не надо предоставлять и заполнять одни и те же документы, которые нужны разным сервисам.
Благодаря экосистеме бизнес получает удобный инструмент для работы, позволяющий выполнять разные задачи на одной платформе, а банк — лояльного клиента. Через платформу компании узнают о новых услугах в Газпромбанке. Такой подход помогает экономить банку деньги на онбординге, в рамках которого клиентов знакомят с продуктами.
«ГПБ Бизнес-онлайн» — это живая система, которая развивается и расширяется. У команды много интересных задач, которые основаны на потребностях клиентов и призваны упростить их работу. Поэтому сильные разработчики, аналитики и другие IT-специалисты нужны всегда. Кто конкретно нужен и что надо уметь, можно посмотреть на странице с вакансиями.