22/11/2022

Bootcamp в Газпромбанке: зачем IT-специалистов учат выступать на конференциях

Когда IT-специалисты делятся опытом с широкой аудиторией, это повышает их экспертность, уверенность в себе, помогает избавиться от синдрома самозванца и ускоряет профессиональное развитие.

Именно для этого в Газпромбанке создали образовательный проект по публичным выступлениям для сотрудников. С октября 2021 года программу прошли больше 60 специалистов — теперь они участвуют в топовых российских IT-конференциях.

О том, как строится обучение и какие результаты оно дает за первый год существования проекта, рассказывает руководитель проекта Адель Макашева.

С чего все началось

Компаниям важно, чтобы их сотрудники демонстрировали компетенции на крупных профессиональных конференциях. Это работает на бренд компании, помогает наращивать экспертность команды, привлекать в нее востребованных и редких специалистов. А еще на конференциях можно найти идеи для проектов, перенять полезный опыт и наладить отношения с другими компаниями, чтобы сотрудничать в будущем.

В Газпромбанке работают отличные специалисты, которые могут много чем поделиться, но раньше выступать на публике они не умели — не хватало нужных навыков. Поэтому появилась идея проекта Bootcamp, где сотрудников научат выступать с докладами на конференциях и митапах.

Перед проектом стояло несколько задач:
  • дать специалистам базовое понимание, как готовиться к публичным выступлениям, позиционировать свой опыт и готовить контент для доклада;
  • создать сильную команду спикеров, которая будет выступать на конференциях и получит признание в IT-сообществе;
  • развить культуру публичных выступлений в Газпромбанке.
  • Как проходит обучение

    Обучение длится два дня по 8 часов — в каждое занятие входят теория и практика. Тренинги предполагают групповую работу и объединяют специалистов из разных департаментов.

    Что делают участники во время Bootcamp:
  • Генерируют тему доклада в зависимости от целевой аудитории и требований конференции.
  • Работают над текстом для выступления — групповой формат позволяет получить обратную связь от коллег, добавить деталей и приблизить контент к рабочим реалиями.
  • Прорабатывают схемы спича и варианты аргументации.
  • Учатся тому, как вести себя на сцене: мимике, жестам, дыханию, постановке голоса.
  • Учатся принципам визуализации — как сделать презентацию.
  • Практикуются в выступлении, а затем получают распределение — на внутренний митап или внешнюю конференцию.

  • Читай также:  Как выступить на конференции и не подать виду.
    Между тренингами есть есть двухнедельный перерыв, чтобы участники лучше усвоили материал. Во время паузы будущие спикеры не остаются наедине с собой, они могут консультироваться с тренерами индивидуально — например, советоваться по поводу выбранной темы выступления.

    Фрагменты образовательной программы

    Фрагменты образовательной программы

    Какую роль в обучении играют DevRel

    DevRel-специалисты, они же организаторы Bootcamp, решают большую часть задач, чтобы разгрузить спикеров. Например, помогают выбрать конференцию для участия, пройти верификацию программного комитета. А еще берут на себя роль коучей: объясняют, что специалисту даст выступление, мотивируют и не дают сомневаться в себе.

    Адель Макашева

    Руководитель проекта Bootcamp.

    Мы создаем условия, которые позволяют спикеру тратить ресурс только на содержание доклада и выступление. В результате он обучается новым навыкам без выгорания, сохраняя время и силы, — это важно, чтобы максимально выложиться на конференции или митапе.

    После окончания проекта DevRel-специалисты собирают обратную связь от участников проекта, чтобы понимать, какие моменты понравились, а что можно улучшить в следующем потоке.

    Результаты проекта Bootcamp

    Адель Макашева

    Руководитель проекта Bootcamp.

    В Газпромбанке на сегодня больше 60 спикеров — амбассадоров IT-бренда, и это число постоянно растет. Мы провели четыре потока групповых занятий и индивидуальную работу с каждым. После обучения у спикеров есть знания и конкретные шаги: что делать, чтобы выступать.

    90% сотрудников, которые прошли обучение, выступают на внутренних митапах Газпромбанка — они проходят несколько раз в месяц. И участвуют в большом количестве конференций, например:
  • HolyJS;
  • TechLead Conf;
  • JPoint;
  • TestDriven Conf;
  • Saint TeamLead Conf;
  • HighLoad.

  • Одна из последних крупных побед Газпромбанка — первое место старшего технического директора Департамента технологий розничных кредитных продуктов Яна Ашенкампфа на конференции HighLoad++ Foundation 2022. Он выступал с темой «Дежурство / Небинарный DevOps / Высокоэффективный гуманный on-call».

    Читай также:  Не трогайте разработчиков. Отстаньте. Просто не беспокойте.

    Благодаря регулярной практике удалось создать культуру обмена опытом: делиться успехами, ошибками и выводами — гораздо важнее любых побед.

    С помощью Bootcamp улучшается коммуникация между командами, выстраиваются новые профессиональные и неформальные связи между сотрудниками и целыми подразделениями. Доклады позволяют разработчикам узнать, например, чем занимаются архитекторы и как строятся тестовые полигоны. Это помогает управлять кросс-функциональными командами.

    Адель Макашева

    Руководитель проекта Bootcamp.

    Проект Bootcamp многогранен. В пандемию на тренинге зародилось первое внутреннее IT-сообщество — комьюнити тестировщиков. С ними мы начали практику внутренних митапов, создали свои каналы коммуникации и базу знаний.

    Изначально проект задумывался только в офлайн-формате, но постепенно появился и онлайн-формат для сотрудников из регионов.

    Смотрите также выступление Адель Макашевой, руководителя проекта Bootcamp, на конференции Saint TeamLead Conf 2022 — «Как довести спикера до первого места на Хайлоад и при этом не довести до ручки».
    Изначально проект задумывался только в офлайн-формате, но постепенно появился и онлайн-формат для сотрудников из регионов.

    Смотрите также выступление Адель Макашевой, руководителя проекта Bootcamp, на конференции Saint TeamLead Conf 2022 —  «Как довести спикера до первого места на Хайлоад и при этом не довести до ручки».

    Планы на будущее

    В планах Bootcamp — обучить как можно больше сотрудников, довести их до уровня профессиональных спикеров и дать возможность обучать новичков.

    Чтобы работать с докладами, специалистам нужно постоянно практиковаться. Для этого в Газпромбанке развивают сильное комьюнити спикеров. Уже сейчас участники консультируют друг друга после обучения, делятся впечатлениями и знаниями, а более опытные спикеры помогают новичкам.

    Ян Ашенкампф

    Старший технический директор Департамента технологий розничных кредитных продуктов.

    Мышцы появляются, когда регулярно тренируешься, а не когда тренер показывает упражнения. С публичными выступлениями то же самое: разовый курс ораторского мастерства даже у самого именитого мастера не заменит практики выступлений. Спикер должен научиться конкретным приемам, например как справиться с волнением, контролировать внимание аудитории, сформировать структуру доклада. Эти навыки нужно регулярно тренировать, поэтому мы создали внутри банка сообщество спикеров. Будем учиться выступать друг перед другом, презентовать идеи, аргументировать позицию — овладеем на практике знаниями, которые помогут уверенно выступать перед публикой и получать от этого удовольствие.

    Другие статьи по теме
    0%

    Банк ГПБ (АО) использует файлы cookie. Подробная информация –
    в правилах по обработке персональных данных. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.