Содержание:
Одна из задач любой компании — оперативно управлять денежными средствами, которые поступают на ее банковские счета: контролировать баланс, расходы, кредитные обязательства — то есть управлять ликвидностью. Это нужно, чтобы к конкретному дню в наличии всегда была сумма, например, для оплаты счета поставщику.
В Газпромбанке создали специальную систему, с помощью которой крупные российские корпорации могут оперативно и с минимальными трудозатратами планировать денежные потоки. Как ее делали и что она умеет, рассказала команда разработки.
Как создавали систему
До 2021 года банк уже предоставлял клиентам систему управления ликвидностью, но она не соответствовала растущим рыночным требованиям по скорости работы и возможности развития функциональности. Поэтому в январе 2021 года Газпромбанк проанализировал потребности клиентов и пришел к выводу, что пора разрабатывать новую универсальную систему. Запустить ее решили силами собственной команды.
В отличие от первой версии системы, новая должна была стать отдельным продуктом, который клиенты могут использовать независимо от банка. В качестве первого шага его решили интегрировать в экосистему «Газпромбанк Бизнес-онлайн» в мае 2021 года. Это позволило корпоративным клиентам управлять ликвидностью и пользоваться другими банковскими услугами в режиме одного окна.
Самым важным во время работы над системой было выстроить рабочие процессы так, чтобы уложиться в минимальные сроки и выпустить качественный продукт. Для этого команда использовала современный стек и вела разработку по Agile.
Мы ведем разработку по Agile-методологии — то есть трудимся над продуктом параллельно небольшими группами. В нашей команде таких групп четыре, каждая выполняет свои задачи. Работа небольшим составом помогает нам ежедневно обсуждать задачи и быстро добавлять новые функции в продукт.
Над системой работают 25 специалистов: разработчики, аналитики, архитекторы и дизайнеры. Разработка изначально ведется на современном стеке. Бэкенд-часть системы пишут на Kotlin, а фронтенд — на JavaScript. Много внимания уделяется дизайну системы, чтобы клиентам было удобно ей пользоваться.
Как работает система управления ликвидностью
Она представляет собой единый интерфейс, с помощью которого пользователь может управлять деньгами на счетах в банках. В частности, система умеет:
- вести планирование будущих платежей (входящих и исходящих) — это помогает компании предсказывать кассовые разрывы и закладывать суммы, например для оплаты поставщику;
- вести учет договоров с покупателями и продавцами, чтобы использовать данные и суммы платежей при планировании;
- вести учет кредитов — с этой опцией пользователь знает, например, сколько начислено процентов и какая сумма долга уже погашена;
- контролировать денежную позицию на счетах клиента в любых банках;
- контролировать и выявлять подозрительные операции по счетам, которые могут быть связаны с мошенничеством;
- прогнозировать будущие денежные потоки, чтобы обеспечить стабильное финансовое состояние компании;
- оценивать валютные риски при планировании ликвидности.
Система управления ликвидностью включает много инструментов, которые нужны для планирования бизнеса и разработки бюджета компании. Она дает возможность в режиме реального времени контролировать финансы: сколько средств надо оставить, чтобы рассчитаться с поставщиками, можно ли часть средств положить на депозит и какие расходы были, например, в феврале.
Чтобы управлять ликвидностью, надо учитывать не только финансовые показатели внутри компании, но и особенности рынка. Санкции, изменение курса валюты — эти и другие факторы отражаются на денежных потоках. Если компания закупает товар в долларах, то рост валюты может привести к дополнительным затратам. И это надо учитывать, чтобы денег на счетах хватало. В системе управления ликвидностью от Газпромбанка можно отражать внешние и внутренние факторы, чтобы проследить, как они повлияют на бизнес.
Как система будет развиваться
Чтобы сделать систему ликвидности полезным продуктом, разработчики собирают обратную связь от компаний-клиентов. Им предлагают заполнить опросники или рассказать на личной встрече, что нравится в продукте, а что нет.
Когда вышла пилотная версия, каждый клиент мог позвонить специалисту банка через кол-центр, задать вопросы и высказать свои предложения по продукту. Сейчас команда строит VIP-поддержку. Пользователи смогут напрямую соединяться со специалистами и давать обратную связь.
Кроме этого, сейчас команда работает над тем, чтобы сделать систему управления ликвидностью отдельным продуктом, который каждая компания сможет интегрировать в свой IT-ландшафт.
Интеграция нужна, чтобы быстро и легко использовать внутренние данные для управления ликвидностью. Например, учитывать данные по ресурсам предприятия из ERP-систем. Клиенту не придется повторно вводить данные в разные системы, они будут бесшовно перетекать между ними.