Содержание:
В середине 2019 года Газпромбанк запустил платежный хаб, который занимается всем, что связано с платежами и переводами. Как всё начиналось и чего удалось достичь, рассказал Константин Козловский, руководитель разработки платежных сервисов.
Что было до платежного хаба
В Газпромбанке 20 филиалов. Раньше каждый из них придерживался своего подхода к платежам. Одни принимали только федеральные платежи, другие дополнительно подключали региональные, то есть от местных поставщиков услуг.
Различались платежи и по тому, насколько клиенту было удобно ими пользоваться. Например, в одном филиале на банкоматах сделали клавиатуру Т9, чтобы вводить название поставщика и быстро находить его в списке. В других такого не было — зато клиенты могли воспользоваться автоплатежами.
В результате получилось так, что платежи у всех были устроены по-разному. Чтобы транзакции во всех филиалах стали единообразными и проходили по одному стандарту, надо было создать общую систему. Так в Газпромбанке пришли к идее платежного хаба.
Что изменилось
Платежный хаб — это централизованная система, которая объединяет все распределенные платежные структуры Газпромбанка. Что он делает:
- Проверяет платежи, запрещает или разрешает проведение транзакций.
- Проводит платежи и переводы.
- Производит расчет комиссий по проведенным операциям.
- Формирует и выгружает платежные документы.
- Принимает ответные квитанции от расчетной системы о том, что транзакции по документам выполнены.
- Позволяет пользователю сверять платежи. Например, можно выгрузить перечень транзакций за нужный период, подсчитать суммы комиссий и сравнить их с суммами по документам.
- Формирует отчеты, которые отправляет по всем филиалам.
У хаба есть свой сервис отчетности, который формирует реестры по платежным операциям, акты для ежемесячной сверки и счета на оплату услуг. В системе настроены шаблоны, которые закрывают почти все потребности клиентов в отчетах. Если нужна нестандартная форма, разработчики ее оперативно создают и добавляют в систему.
Обычно клиенты получают отчеты на электронную почту. Если поставщик услуг хочет, чтобы документы были более конфиденциальными, их отправляют физически, через дистанционное банковское обслуживание.
Интерфейс хаба позволяет пользователю самому подключить отчетность к договору: выбрать шаблон документа, время и периодичность формирования, канал отправки.
Информация по отчетам хранится в журнале. Пользователь может сам скачивать, пересоздавать и отправлять отчеты.
Если все платежи и расчеты по ним ведутся в одном месте, их проще контролировать. Обработка транзакций занимает значительно меньше времени и проходит без задержек. Чтобы добиться этого, мы не только переключили на платежный хаб все региональные платежи. Мы сделали так, что ошибки с расчетом единичных договоров не мешают выгрузить общий поток платежных документов. Благодаря этому проблемы с несколькими терминалами не задерживают расчеты всего филиала, как было раньше.
Представим, что интернет-провайдер решил проводить платежи через банкоматы и онлайн-банк Газпромбанка. Чтобы филиал банка мог это сделать, раньше ему надо было написать программу для интеграции с процессингом, самостоятельно проверять платежи, разрешать или отклонять их, вносить изменения от поставщика. Например, принимать платежи только на определенные лицевые счета.
Сейчас всё это делает платежный хаб. Когда в банкомате происходит оплата услуги интернет-провайдера, то информация о транзакции направляется в централизованную систему. Система проверяет платеж, одобряет и формирует платежный документ.
Хаб принимает платежи из разных каналов:
- банкоматов;
- информационных платежных терминалов;
- интернет-банка;
- мобильного банка.
Поставщик услуг делает запросы по расчетам не в филиал, а в платежный хаб. Например, тот же интернет-провайдер может направлять реестры по задолженности клиентов или просить добавить новые расчетные счета для оплаты. Для связи есть единая электронная почта.
Писать собственный код для интеграции с процессингом каждому филиалу не надо. Есть одна программа с единым интерфейсом для всех. Сотрудники с доступом к хабу могут искать платежные документы, добавлять договоры и проводить другие операции.
Систему постоянно совершенствуют по запросам поставщиков услуг, бизнеса и сотрудников банка. Чаще всего просьбы создать новое решение команда выполняет быстро и без существенных доработок. Например, так было с приложением Газпромбанк Инвестиции.
Обычно платежи поступают на счет через день: человек оплатил коммунальные услуги, а деньги на счет управляющей компании приходят на следующие сутки. Команда приложения Газпромбанк Инвестиции хотела, чтобы средства в онлайне поступали на счет сразу. Для этого мы разработали механизм онлайн-транзакций, который позволяет переводить деньги без задержки.
А сложности были?
Некоторые решения приходилось дорабатывать или пересматривать полностью. Так было с формой для поиска платежных документов. Сотрудники банка предъявляли разные требования. Одни хотели искать документы по номеру счета, другие — по номеру договора, третьи — по статусу транзакции. Сначала команда сделала интерфейс с большим количеством полей. Пользоваться им оказалось неудобно.
В итоге интерфейс был полностью переработан в пользу одного поля для ввода с подсказками. Оно напоминает интерфейс Google, когда в поисковую строку пишешь что угодно и система это находит. Такое решение подошло всем.
Как платежный хаб будет развиваться
Быстрые и единообразные расчеты — главный результат работы платежного хаба. В планах:
- Добавить новые функции для поставщиков услуг в зависимости от потребностей бизнеса. Например, мгновенно сообщать в СМС о том, что платеж прошел.
- Подключить интеграцию с операторами фискальных данных, чтобы быстро передавать информацию о расчетах в налоговую.
- Сделать интеграцию с СБП — системой быстрых платежей.
- Привлечь агрегаторы, которые позволят расширить список услуг для конечных потребителей. Например, «Рапиду», А3 и федеральную систему «Город».
- Подключиться к омниканальной платформе Газпромбанка, которая объединяет все каналы — мобильный банк, интернет-банк, банкоматы и информационные точки. Это позволит платежному хабу быстро вводить новые платежи и услуги.
Наша задача — сделать платежи удобными. Когда человек подходит к банкомату и может сразу оплатить и свет, и газ, и интернет. А не так, что свет и газ оплатил, а интернет — нет, потому что поставщика услуг нет в нашей базе. Мы разрабатываем сложные пользовательские сценарии, создаем интерактивные платежи. Раньше банкомат просил клиента ввести название услуги и нажать «Оплатить». Сейчас можно выбрать поставщика из списка, ввести показатели счетчиков, увидеть долг по услуге и определиться: оплатить его сейчас или потом. То есть платеж проходит в несколько шагов. Это и есть интерактивность, которая сделает жизнь клиентов Газпромбанка проще.