Все услуги на одной платформе: как экосистема Газпромбанка помогает бизнесу
На этой странице

Что такое экосистема и почему компании ее строят

Зачем экосистема Газпромбанку

Как устроен «ГПБ Бизнес-онлайн»

Чего удалось достичь



Тэги
системы сервисы финтех
Все услуги на одной платформе: как экосистема Газпромбанка помогает бизнесу

Газпромбанк всегда стремится обеспечить для своих клиентов высокое качество сервисов, ориентируется на проблемы и просьбы клиентов при разработке новых продуктов. В конце 2018 года команда проанализировала основные тенденции и запросы по расширению и упрощению доступа к продуктам и решила построить единую экосистему Группы Газпромбанка.

Что такое экосистема и почему компании ее строят

Понятие бизнес-экосистемы еще в начале 1990-х годов предложил известный финансовый стратег Джеймс Мур. Суть идеи состояла в том, чтобы не заставлять клиента работать с каждым продуктом с чистого листа, а дать максимальный доступ ко всем сервисам. И выстроить внутренние коммуникации между компаниями — участниками экосистемы.

В последнее время идея построения экосистем стала всеобщим трендом для дистанционных сервисов и продуктов. Крупные мировые корпорации строят свои экосистемы, потому что это облегчает жизнь клиентам, а компаниям позволяет расширять список услуг. Согласно исследованию Deloitte, больше 50% опрошенных компаний активно предлагают услуги клиентам в рамках экосистем. 77% участников опроса ожидают, что такие платформы помогут их бизнесу расти.

Зачем экосистема Газпромбанку

Для многих клиентов банк — скорее партнер бизнеса, где можно получить и core-банковские, и небанковские сервисы. Понимая потребности клиентов, команда решила создать Группу Газпромбанка — развитую сеть коопераций разных компаний. Она готова почти полностью закрыть задачи клиентов: от поиска партнеров для бизнеса до заключения, оплаты и сопровождения контрактов с подрядчиками и заказчиками.

Основная цель — объединить все предложения Группы Газпромбанка в единый инструмент на базе общей цифровой экосистемы, где у клиента нет границы между провайдерами дистанционных услуг Группы. И клиент, и провайдер могут работать «в едином окне».

Сейчас цифровая экосистема Газпромбанка состоит из 300 сервисов, объединяя больше 5 компаний Группы. Благодаря этому клиенты получили возможность:

  • быстро и удобно пользоваться продуктами;
  • взаимодействовать внутри экосистемы — в дополнение к кол-центру и офисам появились чат-боты и интегрированный чат с клиентами, электронный документооборот на базе стандартизированных писем;
  • работать и со своим инвестиционным портфелем, и с классической расчетной функциональностью и продуктами для внешнеэкономической деятельности;
  • взять кредитный продукт, гарантию, заключить договор факторинга, лизинга и получить другие услуги;
  •  пользоваться большим количеством других сервисов, от мобильной связи до регистрации нового бизнеса.

Сервисы, доступные в экосистеме «ГПБ Бизнес-онлайн»

Как устроен «ГПБ Бизнес-онлайн»

Технологически платформа экосистемы — это полностью разработка банка. Команда не покупала коробочные версии платформ, а сделала уникальный продукт. Для него используются современные технологии и лучшие архитектурные принципы: система поддерживает все протоколы единой аутентификации (OpenID Connect, OAuth 2.0, с поддержкой implicit-flow и authorization code).

Архитектура экосистемы «ГПБ Бизнес-онлайн»

Основа архитектуры — микросервисы, где участники проектных команд четко понимают и соблюдают все принципы слабой связанности и возможности масштабирования. В экосистеме построен полный автоматический цикл DevOps, чтобы обеспечить непрерывную разработку и внедрять новые продукты и сервисы. Поэтому специалисты регулярно:

  • демонстрируют итоги работы;
  • анализируют показатели метрик, например конверсию и финансовые показатели по продуктам;
  • обсуждают, как можно улучшить и оптимизировать сервисы, чтобы продукт был лучшим на рынке.

Над платформой экосистемы работают больше 150 отличных специалистов, и команда продолжает расширяться.

Чего удалось достичь

Экосистему разрабатывали с нуля — в начале были только несколько пользователей и один сервис. Сейчас экосистемой пользуются больше 150 тысяч клиентов, в их числе Газпромбанк и X5 Retail Group. Для сегмента юридических лиц и крупного инвестиционного бизнеса это хорошие показатели. Следующая цель — увеличить клиентскую базу до миллиона пользователей.По данным ФНС, в России сейчас зарегистрировано около 3 млн юридических лиц — в стратегических планах подключить не меньше 2/3 от этого числа.

Рост количества пользователей

Клиентская база экосистемы растет за счет новых компаний, которые подключаются к платформе, и тех, кто уже на разных площадках Группы Газпромбанка. Если юридическое лицо пользуется лизингом, то автоматически становится участником «ГПБ Бизнес-онлайн». При этом ему не надо получать новый логин или пароль, чтобы войти в экосистему. Клиент берет те данные, которые у него есть.

За три года команды смогли объединить в рамках экосистемы 300 сервисов. Каждый квартал IT-специалисты вносят больше 150 доработок. Мы ведем объемную работу, чтобы бизнес мог получить банковское сопровождение или пользоваться, например, факторингом.

Что экосистема дает компаниям:

  • Полный набор продуктов и сервисов, который подобран под задачи конкретного бизнеса, например его регистрация.
  • Быстрый переход между сервисами благодаря тому, что они находятся на одной платформе. Надо подключить безналичную оплату картой — заходим в раздел эквайринга, в планах арендовать оборудование — отправляемся в лизинг.
  • Простой доступ к разным продуктам — не надо предоставлять и заполнять одни и те же документы, которые нужны разным сервисам. Например, если генеральный директор один раз загрузил устав компании в личный кабинет экосистемы, чтобы открыть расчетный счет в банке, повторно это делать не нужно.

Благодаря экосистеме бизнес получает удобный инструмент для работы, позволяющий выполнять разные задачи на одной платформе, а банк — лояльного клиента. Через платформу компании узнают о новых услугах в Газпромбанке. Такой подход помогает экономить банку деньги на онбординге, в рамках которого клиентов знакомят с продуктами.

«ГПБ Бизнес-онлайн» — это живая система, которая развивается и расширяется. У команды много интересных задач, которые основаны на потребностях клиентов и призваны упростить их работу. Поэтому сильные разработчики, аналитики и другие IT-специалисты нужны всегда. Кто конкретно нужен и что надо уметь, можно посмотреть на странице с вакансиями.

Другие статьи по теме

17 Августа, 2022

Удобно для сотрудников и безопасно для банка: как IT-команда внедрила ЭДО

Рассказываем, как реализовали проект и почему настроить ЭДО в банке — задача не из простых.

Читать

8 Августа, 2022

Как система управления ликвидностью помогает планировать денежные потоки

Рассказываем, как в Газпромбанке разработали систему управления ликвидностью.

Читать

22 Июля, 2022

Профессия дата-инженер: возникновение, специфика в банке, инструменты и навыки

Собрали в один текст все самое важное, что нужно знать о профессии дата-инженера.

Читать

14 Июля, 2022

Профессия BI-разработчик: навыки, инструменты, отличия от аналитика

Для тех, кто только ищет свое место в IT-сфере, рассказываем о профессии BI-разработчика.

Читать

27 Июня, 2022

Зачем Газпромбанку система управления взаимодействием и как ее улучшают

О том какие задачи решает автоматизированная система управления взаимодействием Газпромбанка.

Читать

24 Июня, 2022

База знаний, «Сам себе IT» и роботы — над чем работает первая линия поддержки IT

Разбираемся, какие задачи решает первая линия поддержки IT в Газпромбанке

Читать