Как взаимодействуют банки и IT-стартапы
На этой странице

Почему банки — главные представители финтех-отрасли в России

Как IT-стартапы сотрудничают с банками

А что с финтехом в России будет дальше?



Тэги
финтех
Как взаимодействуют банки и IT-стартапы

Рынок финансовых технологий в России, в отличие от Америки или Европы, сформирован в основном банками и государством. Вместе с генеральным директором APIbank Алексеем Петровым рассказываем, почему так вышло и как банки взаимодействуют с IT- и финтех-компаниями.

Почему банки — главные представители финтех-отрасли в России

Российский финтех развивается в условиях, которые совсем не похожи на западные.

Банковская система в России очень молодая. Банкам, как и самой стране, всего 30 лет, а первые программные решения для них стали появляться в середине 90-х годов. Например, одну из первых автоматизированных банковских систем «DOS-Комплекс» от компании «Програмбанк» использовали в 400 банках в 1996–1998 годах. Цифровизация в молодой банковской системе идет легче, чем в европейских банках с вековой историей, потому что у них есть огромные массивы неоцифрованных данных о клиентах.

Многие инновации, которые внедряли в других странах, российскому пользователю были не нужны. Западный финтех поначалу помогал решать бытовые задачи: рассчитать налоги, накопить на пенсию, выбрать и оплатить медицинскую страховку. Жителю России не нужно самому оплачивать налоги и страховку — в большинстве случаев это делает работодатель. А базовую пенсию от государства получают все пенсионеры.

Банки в России запускают множество сервисов для потребителей. Приложения для управления счетами, картами и инвестициями есть почти у всех крупных банков.

Стартапам не хватает инвестирования, поэтому им сложно конкурировать с банками. В России объем инвестиций в стартапы очень низкий по сравнению с другими странами. По данным аналитического отчета исследовательского проекта Barometer, в 2021 году 75% стартапов запускались на средства основателей, а 41% из действующих продолжали развиваться за собственный счет. Еще 35% назвали источником финансирования выручку от продаж своего продукта. Полный отчет в формате PDF можно посмотреть по ссылке.

Инвесторы нужны не только стартапам в финтехе: в опросе Barometer участвовали больше 360 предпринимателей из разных сфер

Успешные стартапы рано или поздно сливаются с банками. В России часто бывает, что крупные банки покупают стартапы. Они либо интегрируют их в свою структуру, либо сохраняют автономными, но продвигают под банковским брендом и за свой счет.

Некоторые банки специально ищут стартапы с хорошими решениями, но без финансирования. Например, Газпромбанк предлагает технологическим компаниям поучаствовать в отборе и запустить совместный пилотный проект.

Другой способ найти инвесторов или банк-партнер — участвовать в тематических хакатонах. Так, Газпромбанк пригласил победителей хакатона «Цифровой прорыв — 2020» разработать платформу, которая собирает и анализирует идеи сотрудников.

Читайте также: Хакатоны: как проходят соревнования IT-специалистов и почему в них стоит участвовать?

Как IT-стартапы сотрудничают с банками

Обычно b2c-стартапы создают продукты, которые помогают пользователю справиться с мелкими бытовыми сложностями, допустим, оставить чаевые официанту, когда с собой нет наличных. Если такой стартап становится частью банка, выиграют все.

Потребитель: приложение для перевода чаевых по QR-коду на личную карту официанта решает проблемы обычных людей.

Бизнес: персонал в кафе и ресторанах получает дополнительный доход, а гостям не нужно искать наличные.

Стартап: партнерство с банком позволяет быстрее вырасти. Вместо поиска инвесторов и рекламодателей основатели начинают улучшать приложение и разрабатывать новые функции.

Банк: у него уже есть аудитория для сервиса чаевых — владельцы малого и микробизнеса. Банк предлагает им новый продукт и зарабатывает на комиссии.

B2b-стартапы выступают как посредники между малым бизнесом и банками. Например, создают инструменты, которые упрощают работу продавцов на маркетплейсах.

Малый бизнес может столкнуться с кассовым разрывом: товар уже отправлен покупателю, а маркетплейс еще не выплатил продавцу его стоимость. В таких случаях помогают финтех-стартапы, которые предлагают услуги факторинга: продавец сможет получить средства сейчас, в счет будущей выручки.

Банку нужно знать, можно ли выдать продавцу заемные средства. Поэтому нужны решения для скоринга — оценки платежеспособности. Стартапы предлагают банкам новые методики скоринга, в которых не используется кредитная история людей или компаний. Это важно, например, для маленьких магазинов, которые открылись совсем недавно, или частных предпринимателей, если они никогда раньше не брали кредитов. Таким компаниям могут отказать только потому, что у банка нет о них никаких данных.

Еще b2b-стартапы создают решения для самих банков. Например, упрощают процессинг для электронных переводов или карт.

На Западе финтех исторически занят взаимодействием пользователей и банков, он делает удобные приложения для людей. А российский чаще разрабатывает внутренние инструменты для процессинга, скоринга, инфраструктуры. Иногда эти решения становятся основой для зарубежных систем. Например, упрощают переводы между пользователями.

Алексей Петров

Генеральный директор APIbank.

А что с финтехом в России будет дальше?

Сейчас банки продолжают активную цифровизацию и развивают финансовые технологии. Они запускают собственные экосистемы, создают сервисы и инструменты для всех категорий пользователей, делают банковские услуги доступнее.

Такой подход позволяет расти быстрее: разработка и внедрение какого-либо решения инхаус может занять годы. Покупка готового стартапа с подходящим проектом значительно ускоряет этот процесс.

Если такой тренд сохранится, российский финтех-рынок так и останется разделенным между крупными банками.

Однако есть две инициативы Центрального банка, которые могут:

  • усилить конкуренцию между финтех-стартапами и банками;
  • изменить саму структуру банков.

Первая инициатива — запуск нового типа лицензий для небанковсих организаций. Такая лицензия позволит компаниям самостоятельно проводить платежи и не привлекать банки в качестве посредников. Тогда финтех-стартапы получат больше свободы и смогут развиваться более независимо.

Вторая инициатива — создание цифрового рубля и перевод всех счетов под управление Центрального банка. В этом случае банкам останется только клиентский опыт: приложения для доступа к счетам, офисы обслуживания, виртуальные помощники. Тогда банки постепенно станут полноценными IT-компаниями и грань между финтехом и IT окончательно сотрется.

Другие статьи по теме

24 Ноября, 2021

Как внедрение 5G повлияет на финтех

Разбираемся, как новый стандарт связи может изменить финтех и банковские услуги.

Читать

12 Ноября, 2021

Интернет вещей в финтехе: что есть сейчас и чего ожидать в будущем

Михаил Попов, основатель TalkBank, рассказывает об интернете вещей и о том, как технологию применяют в финтехе.

Читать

3 Ноября, 2021

Финтех-маркетплейсы vs Экосистемы: кто победит?

Почему банки подключаются к маркетплейсам и развивают экосистемы? И есть ли конкуренция между этими площадками?

Читать

1 Ноября, 2021

В какие ниши придет финтех

Рассказываем, в каких нишах финтех работает уже сейчас, а в каких только начинает развиваться.

Читать

18 Октября, 2021

Газировка за улыбку: как биометрия меняет жизнь банковских клиентов

Что такое биометрия, как ее используют банки и что нас ждет в будущем с единой биометрической системой

Читать

7 Октября, 2021

Система быстрых платежей: как она развивается в России

История и современные тенденции первого в стране централизованного финансового сервиса.

Читать