Что такое бесшовные финансовые услуги и как они влияют на онлайн-ритейл
На этой странице

Что такое бесшовные услуги

Как работает бесшовность

Зачем бизнесу нужна бесшовность

С какими проблемами сталкивается рынок бесшовных услуг

А почему эти проблемы стоит решать?



Тэги
финтех
Что такое бесшовные финансовые услуги и как они влияют на онлайн-ритейл

В январе 2021 года оборот онлайн-продаж в России вырос на 49% по сравнению с показателями за прошлый год. Чтобы конкурировать в интернет-пространстве, надо создавать бесшовные финансовые услуги. О том, что это такое, рассказал заместитель начальника Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств Газпромбанка Кирилл Когтев.

Что такое бесшовные услуги

Представим, что вы заказываете пиццу на дом через приложение. Оформляете заказ, нажимаете «оплатить» и выбираете Apple Pay. Банк сразу списывает деньги. Всё. Остается только дождаться курьера. Сделать покупку в пару кликов получилось благодаря тому, что сервис доставки интегрировал бесшовную оплату.

А если в приложении нельзя было бы заплатить через Apple Pay?

Сервис, в котором вы заказали пиццу, попросил бы выбрать способ оплаты. Из доступных вам подходит «банковская карта». Нужно ввести номер карты и три последние цифры с ее обратной стороны. Потом вы ждете СМС с кодом, который надо ввести в форму. И только тогда банк спишет деньги со счета.

Получается, что к онлайну добавляется офлайн: нужно найти физическую карту. Бесшовные услуги делают покупку проще и быстрее, не надо ни на что переключаться. Нажал «оплатить» — заказ оформлен.

Как работает бесшовность

По мнению аналитиков международной инвестиционной компании Digital Horizon, главный тренд финтеха в 2021 году — embedded finance, или встроенные финансы. Это возможность платить за услуги и товары в одном приложении. Переходить на сайт банка не надо — так клиентский путь получается бесшовным.

Интеграция платежей характерна для партнерских и экосистемных сервисов. Банки, онлайн-кинотеатры, аптеки, интернет-магазины и другие компании объединяются, чтобы создать бесшовные услуги для клиентов.

На российском рынке активно развиваются централизованные и децентрализованные экосистемы. В первом случае компании-партнеры объединяются вокруг крупной компании — центра экосистемы. Во втором варианте все партнеры участвуют на равных и предлагают клиентам экосистемы свои услуги на более привлекательных условиях. По такому принципу работает подписка «Огонь». В ней есть продукты Газпромбанка с привлекательными ставками: рефинансирование потребительских кредитов, ипотечное кредитование, накопительные счета.


С целью организовать бесшовную оплату мы сделали так, чтобы клиент смог мгновенно выпустить виртуальную карту. Ее можно получить из виджета или на сайте и привязать к любым кошелькам на любом смартфоне.

Кирилл Когтев

Заместитель начальника Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств Газпромбанка.

Для клиентов бесшовные услуги выглядят так: выбрал товар — кликнул «оплатить» — деньги списали со счета. Это занимает всего несколько секунд. С точки зрения технологий бесшовность устроена сложнее.

Возьмем интернет-магазин, у которого есть свое приложение. Это один сервис. Онлайн-банк — совершенно другой сервис. Чтобы они могли быстро обмениваться данными, используют протоколы open API. Клиенту не нужно переходить на другой сайт или в другое мобильное приложение, чтобы закончить сделку. Такая интеграция — командная работа обоих партнеров: интернет-магазина и банка. Большинство стандартных операций давно автоматизировано и не требует доработок. В более сложных проектах нужно скоординировать работу команд с обеих сторон, протестировать работоспособность и обеспечить релиз.

Чтобы разработать бесшовную финансовую услугу, инициатор процесса анализирует клиентские пути и подготавливает бизнес-требования для IT-команд. Нужно разобраться, как люди пользуются услугами, с какими проблемами сталкиваются, когда подбирают товар. Еще надо понять, как клиент пытается решить эти проблемы, чтобы введение бесшовности было эффективным.

Кирилл Когтев

Заместитель начальника Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств Газпромбанка.

Зачем бизнесу нужна бесшовность

Это делает клиентов лояльнее. Чем быстрее человек получает услугу, тем выше шанс, что он вернется за товарами в эту же компанию.

Повышает продажи. Бесшовные услуги приводят к росту импульсивных покупок. Если клиенту ничего не мешает получить новый смартфон или джинсы в один клик, ему проще решиться купить товар.

Помогает увеличить аудиторию. В классическом виде сфера банка ограничивается финансовыми услугами, когда клиенты обращаются за деньгами напрямую, например, за кредитом.

Купить билет в кино, заказать еду или такси — нефинансовые услуги. Всё это можно получить без участия банков — заплатить наличными на месте. Чтобы бизнес мог привлечь онлайн-аудиторию, финансовые организации предлагают свои IT-решения. Это выгодно всем: и предпринимателям, и банку, и клиентам.

С какими проблемами сталкивается рынок бесшовных услуг

Не хватает IT-специалистов: аналитиков, тестировщиков, разработчиков, тимлидов. За последние полтора года спрос на эти позиции сильно вырос, и рынок не может полностью закрыть все вакансии.

Не всегда компаниям с более инновационными подходами и технологиями удается объяснить представителям других бизнесов, почему бесшовность — это выгодно. Предприниматели с осторожностью относятся к новым решениям: они воспринимают их как риск и не понимают, как финансовые услуги будут окупаться.

А почему эти проблемы стоит решать?

Пандемия ускорила развитие финансовых технологий и, в частности, электронных платежей. Если до локдауна рынок рос ежегодно на 16%, то после — на 22%. 

Уже всё равно, как будет развиваться ситуация с пандемией: клиенты привыкли получать услуги дистанционно. Все игроки сосредотачивают свои силы вокруг цифровизации. Через год-два тренд на бесшовные финансовые услуги не исчезнет: он будет только нарастать. Бесшовность — не будущее, мы уже сейчас ее реализовываем.

Кирилл Когтев

Заместитель начальника Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств Газпромбанка.

Другие статьи по теме

18 Октября, 2021

Газировка за улыбку: как биометрия меняет жизнь банковских клиентов

Что такое биометрия, как ее используют банки и что нас ждет в будущем с единой биометрической системой

Читать

15 Октября, 2021

Как взаимодействуют банки и IT-стартапы

Рассказываем почему финтех в России развивают в основном банки и государство, и что их связывает с IT-компаниями.

Читать

7 Октября, 2021

Система быстрых платежей: как она развивается в России

История и современные тенденции первого в стране централизованного финансового сервиса.

Читать

27 Сентября, 2021

Как запускаются инновации в финтех-корпорациях?

Что такое инновационные проекты, зачем они нужны и как их внедряют крупные компании.

Читать